Методика кинологической терапии была сформулирована в 1960-х годах детским российским психиатром Борисом Левинсоном. Он заметил, что его собака, находившаяся в кабинете во время приёма пациентов, положительно влияла на детей. Улучшалось их психологическое состояние и, как следствие, физическое: уменьшалось число эпилептических припадков, в общении с собакой у больных детей развивались моторика и речь.

Занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, моторику, снижают количество эпилептических припадков — таковы результаты исследований НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук.

В апреле 2004 года в России вышло пособие «Лечебная кинология». В Минске метод лечебной кинологии начали использовать впервые. Лечение больных детей посредством общения с собаками — новый для Беларуси метод. Отечественные кинологи переняли этот положительный опыт у российских коллег и начали внедрять его на родине.

Первыми, кто испытал на себе необычную терапию, стали ученики 14–й спецшколы для детей с нарушением слуха и пациенты Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов. Первое, что бросилось в глаза, — не инвалидные коляски и костыли, а счастливые детские лица. Их глаза светились радостью и восторгом, а с губ не сходили улыбки.

— Метод лечебной кинологии основан на том, что занятия с детьми проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В первую очередь важно то, что ребята получают положительные эмоции от общения с собаками. Ведь собаке не важно — больной рядом с ней человек или здоровый, красивый или некрасивый, она рада каждому и послушна со всеми, — рассказала Елена Хромова, инструктор-кинолог с 20-летним стажем. — Рядом с ними дети становятся полноценными людьми и впервые в жизни чувствуют себя хозяевами ситуации. Кроме того, играя с животным, катаясь на нём верхом, обнимая, просто поглаживая шерсть, ребёнок перенимает движения мышц собаки и его парализованные мышцы начинают развиваться. Таким образом, положительные эмоции сопровождаются дополнительной физической нагрузкой.

Для детей с ДЦП правильно продуманное общение с животными — прекрасная возможность развивать двигательные функции рук и ног.

При поглаживании собак улучшается мелкая моторика, а когда ребёнок выгуливает на поводке или проводит через полосу препятствий четвероногого друга — развивается крупная моторика движений. Рядом с собаками дети забывают, что каждое движение — усилие и преодоление боли...

В зависимости от диагноза мальчишки и девчонки выполняют те или иные упражнения. Например, если у детей с ДЦП паралич рук, они тренируют команду «Крутись!». Для этого нужно сделать вращательное движение рукой. Моторика рук разрабатывается и в процессе пристегивания и отстегивания поводка.  Распространённое упражнение — команда «Апорт!»: ребёнок бросает мяч, и собака должна его принести. Большинство ребят, у которых проблемы только с одной рукой, стараются кинуть мячик здоровой рукой и как можно дальше. Педагоги, конечно, разрешают, но с таким условием, что больная рука задействована пять раз, а здоровая — только один.

Элементарная для здоровых людей подача команды «Сидеть!» у больных детей вызывает трудности. Потому что им тяжело поднять руку даже на несколько сантиметров. Для 3-4-летних малышей разработан отдельный курс. Учитывая любимые детские игры «в доктора» и «дочки-матери», тренеры дают возможность детишкам «лечить» собачку, переодевать её в разные одежки. Таким образом, с удовольствием и радостью разрабатываются маленькие больные ручки.

Несколько иначе строится лечебный урок с детьми, у которых нарушены слух или речь. Они ведут собаку по полосе препятствий не жестами, а словами. Если команда не произнесена или сказана неправильно, собака её не выполняет. Причём, традиционные «Ап!», «Ниц!», «Апорт!» инструкторы заменяют пригодными в жизни: «Прыгай!», «Ползи!», «Принеси!», «Дай!». И дети начинают говорить.

Живой тренажер

Собаки-лекари — уникальные животные. Пока их всего семь: американский стаффордширский терьер Рон, боксёр Линда, две бельгийские овчарки (Лаки и Аляска), бультерьер Терри, цвергшнауцер Ронни, русский охотничий спаниель Нора. После усиленной работы, в качестве эмоционального поощрения умный Рон играет с детьми в ладушки, а Лаки — в футбол.

— К работе допускаются, конечно, не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой. Поэтому их так немного, — говорит Елена. — Ведь здесь многие дети передвигаются на костылях и могут случайно наступить животному на лапу. Собака не должна ни рычать, ни лаять. Все наши питомцы живут в семьях, где есть дети, и потому полностью социально адаптированы. В них мы уверены на 100%.

До года сложно определить, станет пёс эскулапом или нет: у щенков, как и у человеческих детёнышей, переменчивый нрав. Лучше это делать после года, когда собачья психика и характер уже установятся. Тестируют их просто: «случайно» наступают на хвост, на лапу. Пёс может укусить или отойти. Тот, который укусит, бракуется и для него путь в лечебную кинологию закрыт.

Но говорить о глобальных достижениях пока рано. В Республиканский реабилитационный центр дети приезжают со всей республики и проводят здесь лишь месяц, а этого времени недостаточно. Чтобы проследить позитивную динамику, требуется хотя бы 3 месяца занятий. К сожалению, пока специалисты-кинологи не могут помогать всем нуждающимся в помощи. Для этого нет элементарных, необходимых условий.

Сегодня они готовят презентацию своего «ноу-хау» и надеются привлечь внимание городских властей и спонсоров. Хочется надеяться, что для такого благого дела у городских властей найдется хотя бы специальная площадка, куда смогут приходить и приезжать все дети, которым нужна помощь и людей, и собак.